Время Успенского поста предваряется празднованием обретения честных древ Животворящего Креста Господня, посреди поста – Преображение, а завершается он Успением. Как же эти три праздника и события в истории Церкви связаны между собой?
Богослужебный календарь Православной Церкви премудро устроен. Если говорить простыми словами, то без Креста невозможно спасение, изменение и преображение человека. Обожение, раскрытие в себе образа Божьего – цель христианской жизни. Но сами по себе, своими усилиями мы обожить себя не в состоянии. Необходимо содействие Святого Духа. Но и без нашего соучастия, без усилий, трудов приобретение дара обожения тоже невозможно. Наконец, не пережив, не испытав успения, мы не можем приобрести совершенный плод христианской жизни – Царство Божие и блаженную вечность.
Совершая евхаристический канон, священник произносит слова молитвы: «…Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее». Царство Божие Господь даровал нам уже сейчас, здесь. Не как отдаленную во времени перспективу, а как уже свершившуюся реальность. Также и в Евангелии мы читаем: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Эти же слова с греческого наречия могут быть переведены как «Царство Божие среди вас есть». Мы уже сейчас должны быть гражданами Неба. Первые шаги на этом пути нам предстоит сделать здесь.
К этому нас призывает Евангелие, этот призыв мы слышим в словах евхаристической молитвы. Человек, испытывающий свою совесть, участвующий в Таинствах Церкви, уже сейчас испытывает прикровенную тихую радость и блаженство. Все наши скорби, временные трудности не идут с этой радостью ни в какое сравнение…
Игумен Феодосий (Нестеров)