Первая заповедь
Исх. 20, 2-3 Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Первая заповедь Господа Бога указывает человеку на Самого Себя и внушает нам почитать Его – Единого Истинного Бога. Кроме него, никого не должны мы воздавать Божеского почитания. Все люди, какие когда либо жили, и какие теперь живут на свете, признавали Бога, все они чувствовали, что Бог необходим для души человека точно так, как воздух и хлеб для тела. Но различные люди различно понимали и Бога: доходило до того, что некоторые покланялись даже камню, дереву и животному бессловесному, почитая их за божество. Господь Сам, в Своем откровении указал, что истинный Бог – только один Он. Бог есть Дух, Который все может сотворить, везде находится, все видит, все знает, во всем правду наблюдает, и всем и каждому добра желает: наш Бог – есть любвеобильный Отец, всемогущий Творец и Промыслитель, и праведный Мздовоздаятель каждому, по делам его. Сей истинный Бог – есть душ человеческих покой, отрада, защита; Он для них источник живота. В самых наказаниях, праведно Им на нас, грешных, посылаемых, всегда скрывается любовь к человеку; ими старается Господь исправить и вразумить заблудших. Никто нам не посылает добра, как Бог, и никто нас так не бережет, как Бог, и никто о нас так не заботится, как Бог. Поэтому волю Господню нарушать не следует прежде всего потому, что это огорчает Бога, нашего Отца и Благодетеля. Надобно полюбить Бога всем сердцем и всею душою, и любовь научит, как вести себя по отношению к Нему. Господь Бог есть высочайшее совершенство, безусловная истина, добро и красота. Душа наша, созданная по образцу и подобию Божию, постоянно ищет Бога и стремится к Нему. Только тогда она бывает спокойна и довольна, когда близка к Богу своими мыслями и делами. И наоборот, чувствует пустоту и тоску, когда уклоняется от Господа на путь лукавства и лжи. Поэтому эта заповедь учит нас почитать Бога выше и больше всего, выше всех святых и даже выше самих ангелов. Потому что Господь всегда с человеком, все видит, все знает о нем, поэтому цель жизни человека – это стремление к Творцу добрыми делами, доброй жизнью, честным и чистым сердцем, т.е. человек должен возлюбить Господа Бога всем сердцем своим, всею душою своею, и всею крепостью своею.
Вторая заповедь
Исх. 20, 4-6 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не покланяйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящих Меня и соблюдающих заповеди Мои.
Этой заповедью Господь запрещает идолопоклонство, т.е. запрещает делать себе для почитания кумиров и идолов из всякой твари небесной, земной, водах, которым вместо Бога поклоняются и служат. Множество язычников, людей, неверующих в истинного Бога, признают своим высшим идеалом, совершенством, языческих богов, которых они обожествляют, приносят им жертвоприношения. Эти боги – выдумки людей, которых уважали и почитали по древним обычаям, нравам. Но Господь отвергает все это, чтобы человек, погрязший в грехах, смог принять и познать истинного Бога, Который был извечно, с самого начала сотворения земли и человека. Святые иконы человек обязан почитать, т.к. они напоминают нам о жизни святых отцов, о Самом Боге, о Его делах и угодниках. Почитая святые иконы, мы почитаем первообраз. Кроме этого, под кумирами мы должны разуметь и все то, что мы слишком любим, боготворим, т.е. любим до того, что из-за этого забываем Бога, бросаем заповеди Божии, забываем любить Его, надеяться на Него, всего ожидать от Него. Поэтому человек не должен привязываться ни к чему земному, чувственному, временному, т.к. все это пусто, ничтожно, — все, кроме Бога и божественного.
Третья заповедь
Исх. 20, 7 Не произноси именно Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Третья заповедь требует, чтобы мы имя Божие произносили с благоговением и остерегались употреблять его всуе, т.е. напрасно. Оно свято и страшно. Но мы, грешные, не стыдимся, не боимся употреблять имя Божие напрасно, легкомысленно, без нужды, без уважения, и, тем еще хуже, ложно и неправедно. Богохульство – это страшный грех, которым человек осмеливается изрыгать хульные или дерзкие и неуважительные слова против Бога. Не дай, Господи! Но мы Бога оскорбляем и святое имя Его, когда говорим, например: «Бог не дал нам счастья». Как будто Бог не желает нам добра. Если мы сами и бываем несчастны, то причиною того без сомнения делаемся мы же сами, а никак не Бог, Который есть Отец всем нам. Имя Божие понапрасну употребляется в шутках слова священного писания и песнях церковных, в клятвах, обетах, данных нами без нужды – если самовольно даем обет Богу и не исполняем; когда мы молимся без внимания, без усердия, с рассеянностью; или по непростительной привычке божиться и во многом другом, о котором мы даже и не помышляем. Какое это легкомыслие, заблуждение, обида по отношению к Богу! Мы страшно грешим перед всевидящим владыкой, когда имени Его бояться и трепещут все силы небесные, его со страхом произносят херувимы и серафимы, когда славословят и воспевают Господа. Поэтому имя Божие должно быть употребляемо только во славу Божию, в наше спасение, в усердных и благоговейных молитвах, которые мы должны приносить Творцу со страхом и великим трепетом.
Четвертая заповедь
Исх. 20, 8-11 Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шестой день создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
В Ветхом завете субботний день был праздник весьма уважаемый. Сам Господь Бог благословил и освятил день субботний в память создания мира. Но как при создании мира еще не было иудейского народа, а весь человеческий род заключался в родоначальнике Адаме: то явно, что день субботний тогда был благословен и освящен Богом не для одних иудеев, а для всего человеческого рода. Посему эта заповедь есть заповедь всеобщая и неизменная. Святыми апостолами субботний день перенесен в первый день недели иудейской, в память воскресения Господня. Поэтому каждый христианин обязан почитать и соблюдать воскресный день, в праздничные дни должен быть в церкви на богослужении, молиться Богу, прославлять Его за бесчисленные к нам благодеяния. Но многие христиане ослабили строгость празднования воскресного дня до того, что он почти ничем не отличается от простых рабочих дней недели и совершенно неправильно проводится: люди не желая расстаться со своими житейскими делами. Мирскими занятиями забывают и Бога, все Его милосердие и любовь к ним. Но заметим, что древние христиане жили не в такое счастливое, как сейчас, время: их гнали, мучили, запирали в темницы за Христа. Но ничего не могло сдержать усердия христиан к посещению храмов Божиих. Кроме этого древние христиане в праздничные дни посещали больных, заключенных, и старались любыми средствами облегчить участь их. Сейчас же не всякий христианин ходит в Церковь, посещает больных…и вообще живет по христиански.
Пятая заповедь
Исх. 20, 12 Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Мы всегда должны питать в душе своей чувство уважения и почитания к родителям. Родители нам благословленные Самим Творцом – через них мы получили от Бога жизнь и бытие. Следовательно, почитать родителей наших, значит почитать Самого Творца. Всякое приказание их не противное вер и закону, необходимо исполнять со всем усердием и верностью. «Чада, послушайте родителей своих во всем, сие бо угодно есть Господеви». Благословение родительское – есть источник благополучия для детей и великий дар от Бога. И, если же дети не чтут своих родителей, не повинуются им, причиняют им досаждения, огорчения, оскорбления и разные обиды, то навлекают на себя проклятие, соединенное со всяким родом несчастьем, и смерть не только временную, но и вечную. Этой же заповедью мы должны почитать Государя, пастырей и учителей, наших наставников и других лиц, т.к. они избраны Самим Богом, есть руководители к вечному спасению: они учат нас вере, молитве… И, если мы не слушаемся их, мы не слушаемся и Самого Творца. Поэтому нам необходимо повиноваться наставникам нашим и покоряться им; так как они бдят о душах наших. Но если бы случилось, что родители или начальники потребовали от нас чего-либо противного вере и Закону Божию, то тогда должно сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас, нежели Бога». И должно претерпеть за веру и Закон Божий все, что бы ни последовало, как великие исповедники и мученики за веру Христову.
Шестая заповедь Исх. 20, 13 Не убивай.
Этой заповедью Господь запрещает убийство, т.е. отнятие жизни у других людей и у самого себя (самоубийство), каким бы то ни было образом. Жизнь есть величайший дар Божий. И потому лишать самого себя или другого жизни есть самый ужасный, тяжкий и великий грех. Господь Бог – Творец добра, любви, милости, желает, чтобы всякий из нас жил, т.е. имел вечную жизнь и спасение. Но человекоубийца не боится Бога, и уже на земле несет тягчайшее наказание за совершение своих преступлений. Например, Каин, убийца брата своего — Авеля. Он не нашел спокойствия в своем родительском доме, удалился в другую землю, там мучился до конца своей жизни. Бог осудил его и всех его потомков на скитальческую, бродячую жизнь; но кроме этого убийц в будущей жизни ожидают вечные мучения, ибо сказано: творящий убийства, не наследует царствия Божия, им часть в озере огненном. Кроме же непосредственного убийства к грехам против этой заповеди относятся следующие случаи: Когда судья по каким-либо побуждениям освобождает виновного и присуждает к наказанию невиновного. Когда судья укрывает убийцу или скрывает злодеяние его, и этот убийца после производит новые убийства. Если начальник жестоко обращается с подчиненными и тем самым сокращает их жизнь. Если муж жестоко обращается с женою и причиняет ей побои, лишает ее здоровья и тем самым сокращает ее жизнь. Если кто видит погибающего и не подает ему помощь, и многое другое. Эта же заповедь запрещает самоубийства, т.к. самоубийца, лишая себя временной жизни, вместе с тем лишает себя и вечной жизни. Кроме этого, всякий ненавидящий брата своего, человекоубийца есть. Это означает, что можно быть убийцей для ближнего словом и делом, противными благу и нарушающему спокойствие его: ненависть, гнев, досаждение, брань, обиды и т.д. Всякий, соблазняющий другого, и отклоняющий его от истинной веры и добрых дел, отнимает у человека жизнь души, и всякую надежду на блаженство в будущем веке. Поэтому человек, по словам апостола Павла: «Божие творение есмы, созданы во Христе Иисусе на дела благая, да в них ходим» должен придерживаться этой заповеди, не нарушать ее сам, и не толкать на грех других людей.
Седьмая заповедь Исх. 20, 14 Не прелюбодействуй.
Этой заповедью Господь запрещает прелюбодеяние, т.е. нарушение супружеской верности и всякую законную и нечистую любовь. «Не призва нас Бог на нечистоту, но во святость». Слово Божие повелевает нам хранить наши тела в чистоте, потому что тела наши «суть члены Христовы и храмы Духа Святаго». У людей, совершивших прелюбодеяние, попрана совесть, открыто оскорблена честь, разорван священный союз, разрушена взаимная любовь, между супругами поселяется недоверие, негодование, отвращение, ненависть, исчезает спокойствие, колеблется домашнее благосостояние. Святая Церковь признает их нарушителями обета и клятвопреступниками, лишает их общения со Христом в святых и пречистых тайнах Его. «Ни блудницы, ни прелюбодеи царствия Божия не наследят». Плотская греховная связь оказывается еще и между лицами, соединенными родством. Этот грех называется кровосмешением. Апостол Павел говорит, что оно такое блудодеяние, какое «не слышно даже у язычников». Но кроме открытых, грубых и постыдных пороков, нам необходимо избегать и внутренних нечистых вожделений: «Всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любоействовал с нею в сердце своем». Вот поэтому человек по словам апостола Павла должен бегать блудодеяния, т.к. грех нецеломудрия настолько тяжел и преступен пред Богом, что за него слово Божие грозит человеку вечным проклятием и осуждением.
Восьмая заповедь Исх. 20, 15 Не кради.
Восьмая заповедь запрещает кражу, или каким бы то ни было образом присвоение того, что принадлежит другим. Под видом кражи может быть насильственное отнятие собственности человека, т.е. грабеж; тайное воровство, с большою осторожностью, и большей частью по ночам; присвоение чужого разными обманами; святотатство, т.е. присвоение того, что освящено принадлежностью Церкви; мздоимство или взяточничество, когда берут незаконные дары с людей, например, начальник с подчиненных; тунеядство – когда не исполняют необходимую работу, но за это получают плату; лихоимство – когда берут за что-либо с нуждающихся большие деньги, пользуясь чужой бедой. Для очищения от этого греха человеку необходимо прежде всего сердечно покаяться перед пастырями Церкви, потом же возвратить похищенное тому, у кого оно похищено.
Девятая заповедь Исх. 20, 16 Не лжесвидетельствуй.
Этой заповедью Господь запрещает говорить ложь о другом человеке, и вообще всякую ложь, как например: Клевета, которая искореняет между людьми любовь, внушает ложное подозрение, возбуждает зависть, вражду, ссоры и раздоры между людьми. Слово Божие говорит: «свидетель лжив без муки не будет, оклеветаяй неправедно, не убежит от нея». Осуждение ближних – самый распространенный между людьми грех, по которому начинается обидное и несправедливое суждение о ближнем. Правильный суд о поступках и поведении ближнего возможен только для одного Господа, Которому открыты все тайники души и сердца каждого человека. Ему-то и принадлежит суд. Он один Законоположник и Судия, могущий спасти и погубить, поэтому не простителен всяк человек, осуждающий другого, ибо тем же судом, каким судим другого, осуждаем себя. Всякое употребление лжи, празднословия, обмана, осуждается Церковью, т.к. человек должен всей душою любить истину и правду. А ложь, лесть, лжесвидетельство на ближнего, клевета, берут начало от самого Диавола, который есть царь лжи, убивающий душу. Поэтому человек обязан воздерживаться всякой неправедной лжи, обмана, и постоянно за помощью обращаться к Богу.
Десятая заповедь
Исх. 20, 15 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; (ни поля его) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его (ни всякого скота его,) ничего, что у ближнего твоего.
Десятой заповедью Господь Бог запрещает не только что-либо делать плохое другим, окружающим нас ближним нашим, но запрещает и худые желания и помышления по отношению к ним. Законодатель Бог хочет, чтобы человек был праведен и непорочен не только во внешней жизни, но и во внутреннем состоянии своем, в самой основе своей души. Худые желания и помышления делают душу нечистою перед Богом: «Мерзость пред Господом помышления злых». Иисус Христос сказал: «Царствие Божие внутри вас», и только «чистые сердцем Бога узрят». Худые помышления и желания запрещаются потому, что от них родятся дела греховные. «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления». Человек искушается, увлекается собственной похотью, грешит, а в последствии грех «рождает» смерть души. Завистью человек старается один захватить и отнять у ближнего все дары Божией благодати. В этом тяжком грехе человек уподобляется дьяволу, который по зависти к блаженству прародителей, ввел их в грех, и из зависти, старается разрушить всякое добро и благополучие людей. Человек в противоположность этому греху должен иметь чистоту своего сердца, ее обязан сохранять, чтобы всем своим естеством и душою служить Господу и быть достойным храмом Духа Святаго. Вот поэтому, всякий человек, соблюдающий заповеди Закона Божия уподобляется Господу, славным Его святым, ангелам, а не соблюдающий их уподобляется царю тьмы – дьяволу, который стоит в мире против добра и любви.